МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
Утверждаю
Директор МБОУДОД ДЮСШ
_________________С.В.Салов
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МБОУДОД ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ
ШКОЛА
п.Глинка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование детей неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческий и образовательных потребностей.
Дополнительное образование специфическая среда общения, поле деятельности основополагающее средство формирования гуманистических ценностных установок; способствует профориентации, придает становлению человека новое качество. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное развитие личности.
Условия организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, регулируются: Уставом учреждения, типовым положением и Законом РФ «Об образовании».
Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования осуществляется с учетом принципов внешкольной работы: массовости, добровольности, свободного выбора детьми видов деятельности, их инициативы и самодеятельности. Он компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные, творческие запросы.
Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека, оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов. В дополнительном образовании реализуется свободный выбор учащимся: направлений, условий, группы, педагога, содержания обучения.
Для педагогов дополнительного образования главное не научить, а открыть ребенка, развить его потенциал, включить внутренние импульсы.
Образовательная программа- это организационно- нормативный документ, определяющий индивидуальное лицо конкретного учреждения дополнительного образования детей через содержание и объемы образования, необходимые и достаточные условия, подчиненные целостному воздействию на личность, структурированные по образовательным областям, учебным подразделениям, видам и направлениям.
КРАТКАЯ СПРАВКА
об истории Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования детей
Детско-юношеская спортивная школа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа Глинковского района проводит физкультурно-спортивную работу с детьми почти двадцать лет.
С 1993 года в поселке Глинка начал свою работу Детско-юношеский клуб спортивной подготовки , где работа велась по футболу, борьбе шахматам,гимнастике . В 2004 году в п.Глинка ДЮКФП был переименован в ДЮСШ,где уже добавился штат педагогических работников и добавились спортивные секции такие как баскетбол,волейбол,стрельба,шашки,гири. В 2012 году ДЮСШ становится муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей. В ДЮСШ сейчас работает 17 групп по семи видам спорта таких как: баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, щахматы, гири. В ДЮСШ занимается 310 учащихся, занятия в спорт.секциях проводят 8 штатных тренеров и 3 совместителя.
Целью работы МБОУДОД ДЮСШ является развитие личности каждого ребенка с помощью физической культуры, утверждение здорового образа жизни, воспитание морально-этических и волевых качеств, укрепление интереса к физкультурно-спортивным занятиям.
Воспитанники Детско-юношеской спортивной школы являются постоянными участниками и призерами областных и районных соревнований по футболу, баскетболу, настольному теннису. Каждый год ребята участвуют в областной спартакиаде школьников.
С 2005 года Детско-юношеская спортивная школа традиционно проводит спортивные мероприятия с образовательными школами по видам спорта: баскетбол, н/теннис, волейбол, выявляя лучших спортсменов для участия сборной команды в области.
Детско-юношеская спортивная школа и в дальнейшем планирует развивать и улучшать качество и эффективность физкультурно-спортивной деятельности с детьми для участия в областных соревнованиях и повышения спортивного мастерства.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА НА ОСНОВЕ КОТОРОЙ
РАЗРАБОТАНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Образовательная программа МБОУДОД Детско-юношеская спортивная школа разработана на основе нормативных документов:
- Конституция РФ
- Закон «Об образовании»:
- ст.7 Государственные образовательные стандарты
- ст.9 Образовательные программы
- ст.10 Формы получения образования
- ст. 12 Образовательные учреждения дополнительного образования
- ст.13 Устав образовательного учреждения
- ст.14 Общие требования к содержанию образования
- ст.15 Общие требования к организации образовательного процесса
- ст.17 Реализация образовательных программ
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
Образования
- Постановление №27 от 03.04.2003г. г.Москва
«Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям
дополнительного образования Сан ПиН 2.4.4.1251-03»
- Концепция о правах ребенка
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, гражданственности, здорового образа жизни и свободного развития личности.
Виды образовательных программ дополнительного образования
детей по видам спорта реализуемых в МБОУДОД ДЮСШ
Наименование
ОП ДОД по видам спорта |
Вид
ОП ДОД |
|
Сроки
реали-зации
ОП ДОД |
Этапы
спортивной подготовки |
Возраст
обуч-ся
(от .. до.. лет) |
Кол-во
групп
обуч-ся |
|
1. Баскетбол
|
Адапти-рованная |
|
5 лет |
1. Начальной подготовки |
от 7 до 10 лет |
1 |
|
2. Учебно-тренировочный |
от 10 до 18 лет |
4 |
|
2. Настольный теннис |
Адапти-рованная |
|
5 лет |
Начальной подготовки |
от 7 до 10 лет |
3 |
|
3. Волейбол |
Адапти-рованная |
|
2 года |
Начальной подготовки |
от 7 до 14 лет |
2 |
|
4. Футбол |
Адапти-ровання |
|
5 лет |
1. Начальной подготовки |
от 7 до 10 лет |
1 |
|
2. Учебно-тренировочный |
от 10 до 18 лет |
1 |
5. Шахматы |
Адапти-ровання |
|
2 года |
Учебно-тренировочный |
от 10 до 18 лет |
1 |
6. Гиревой спорт |
Адапти-ровання |
|
5 лет |
Учебно-тренировочный |
от 10 до 17 лет |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этапы
подготовки |
Период обучения
(лет) |
Минимальная наполняемость групп
(чел.) |
Максимальный количественный состав группы
(чел.) |
Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки
(час/нед) |
Спортивно-оздоровительный |
Весь период |
16 |
30 |
до 6 |
Начальной подготовки |
Первый год |
16 |
24 |
6 |
Второй год |
14 |
20 |
9 |
Учебно-тренировочный |
Первый год |
14 |
20 |
9 |
Второй год |
14 |
16 |
12 |
Третий год |
8 |
16 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержательное наполнение образовательной программы может корректироваться в соответствии с реальной социально-образовательной ситуацией в школе:
- изменение контингента обучающихся;
- новый социальный заказ.
Эти изменения будут находить отражение в учебных планах на год, разрабатываемых на основе образовательной программы и группам обучения.
НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МБОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа относится к типу – Образовательное учреждение дополнительного образования детей; виду – школа.
Тип образовательной
программы |
Виды образовательных программ |
Образовательные программы |
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее (полное) образование |
РЕЖИМ РАБОТЫ
Занятия проводятся по 45 минут с пятиминутным перерывом.
Прием учащихся в спортивную секцию в начальную подготовительную группу проводится на основании заявления и справки от врача о состоянии здоровья, заниматься в избранном виде спорта.
Критериями оценки деятельности школы являются:
I- этап - спортивно-оздоровительный:
- стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
- уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.
II – этап - начальная подготовка:
- стабильность состава обучающихся, уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;
- динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;
- уровень освоения основ техники в избранном виде спорта,
III – этап - учебно-тренировочный:
- состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся;
- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;;
- уровень освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов.
АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Содержательная деятельность Детско-юношеской спортивной школы свободная, основанная на личных интересах добровольности и инициативы самих детей.
Физическое воспитание и спорт, будучи важными аспектами образования и культуры, должны развивать у каждого человека склонности, волю и выдержку и содействовать его полному включению в общество.
Непрерывность занятий физической культурой и спортом должна обеспечиваться в течении всей жизни в рамках всеобщего, непрерывного и демократического образования.
На уровне отдельных лиц, физическое воспитание и спорт содействуют сохранению и улучшению здоровья, разумному проведению досуга и дают человеку возможность лучше переносить неудобства современной жизни.
На уровне общества они обогащают общественные отношения и развивают спортивный дух, который за пределами самого спорта является необходимым для жизни в обществе.
Потенциальными заказчиками являются:
- дети;
- родители;
- образовательные учреждения;
- правоохранительная система;
- социум.
Родителям |
Оразователь-ному учреждению |
Правоохрани-тельной системе |
Социум |
Самому ребенку |
Физически здоровый |
воспитанный |
патриот |
Психически здоровый |
Организация свободного времени |
Интеллекту-ально развитый |
Целеустрем-ленный |
здоровый |
Социально адаптирован-ный |
Общение в коллективе сверстников |
-культурный;
-является личностью;
-социально ориентиро-ванный. |
Ориентиро-ванный в профессии |
-ответствен-ный;
-трудолюби-вый;
-порядочный;
-честный |
Законо-послушный |
-нравствен-ный;
-спортивный |
В основу типового плана учебной программы заложена нормативно-правовая основа, регулирующая деятельность спортивной школы.
Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса: физический, технико-технический, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответственно его требованиям спортивного высшего мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение педагогической задачи.
Важно отметить, что в рамках свободного времени дети добровольно выбирают те виды спорта, которые для них приемлемы и значимы.
Детско-юношеская спортивная школа является учреждением дополнительного образования, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Детско-юношеская спортивная школа направлена на развитие массового спорта, на этапах подготовки ставятся задачи:
- улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие;
- повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов, с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта;
- профилактика вредных привычек и правонарушений;
- стабильность состава занимающихся;
- уровень освоения основ техники видов спорта, навыков, гигиены и самоконтроля;
- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта;
- освоение теоретического раздела программы;
- результаты выступлений на областных и районных соревнованиях.
Основное направление работы Детско-юношеской спортивной школы – спортивно-оздоровительное.
Система методического обеспечения образовательной деятельности
Направление методической
деятельности |
Информа-ционно- методичес-кое обеспе-чение обра-зовательной деятельности
|
Методичес-кое обеспе-чение орга-низационно-спортивно-массовой работы
|
Повышение квалификации педагогов
|
Программ-ное-обеспече-ние педаго-гического процесса
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основной целью образовательной программы Детско-юношеской спортивной школы – создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал собственного педагогического коллектива в гармоническом, физическом и духовно-нравственном развитии личности учащихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства и культурных членов мирового сообщества, сознающих ценность явлений жизни человека.
Задачи образовательной программы:
- развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию как основы формирования образовательных запросов и потребностей;
- формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, воспитания осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
- укрепление здоровья, повышение работоспособности воспитанников, совершенствования физических и психических качеств, необходимых для овладения техникой и тактикой по видам спорта;
- привитие навыков здорового образа жизни, формирования волевых качеств личности, умения управлять собой, жизнестойкости, целеустремленности;
- организация спортивного досуга.
МОДЕЛЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ
Детско-юношеская спортивная школа призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Основное направление работы ДЮСШ – спортивно-оздоровительное.
Многолетняя спортивная подготовка учащихся осуществляется на этапах общей физической подготовки: начальной подготовки, спортивно-оздоровительном, учебно-тренировочном.
ДЮСШ обеспечивает прием всех желающих заниматься физической культурой и спортом, не имеющих медицинских противопоказаний.
Критериями оценки деятельности ДЮСШ на этапах многолетней подготовки являются:
1. На этапе общей физической подготовки:
- стабильность состава занимающихся, посещаемость занятий;
- уровень освоения основных двигательных навыков.
2. На этапе начальной подготовки:
- стабильность состава занимающихся, посещаемость занятий;
- динамика роста показателей физической подготовленности;
- уровень освоения основ техники видов спорта, гигиены и самоконтроля.
3. На учебно-тренировочном этапе:
- уровень физического развития;
- динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;
- уровень освоения объемов тренировочных нагрузок;
- уровень освоения теоретического раздела программы.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Детско-юношеская спортивная школа проводит прием и обучение детей мужского и женского пола и организует работу с обучающимися в течение календарного года.
Учебный год начинается с 1 сентября. В зависимости от специфики спорта, учебно-тренировочные занятия, спортивно-педагогические дисциплины ведутся по учебным программам дополнительного образования и учебным планам, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий .
Для обеспечения круглогодичности учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха учащихся в период каникул проводятся различные спортивно-массовые мероприятия.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: теоретические занятия, групповые учебно-тренировочные занятия, работа с детьми по индивидуальным планам, тестирование, контрольные нормативы по ОФП и СФП, участие в соревнованиях, матчевых встречах .
Расписание занятий составляется по предоставлению тренеров-преподавателей по видам спорта в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в общеобразовательных учреждениях, с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Содержание учебно-тренировочных занятий должно соответствовать утвержденным образовательным программам.
Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки используем системы спортивного отбора, включающую в себя:
а) анализ физического развития и освоения спортивных навыков обучающихся;
б) сдача контрольных нормативов с целью комплектования секций.
Учреждение осуществляет учебно-тренировочный процесс в соответствии с программами по видам спорта и уровней ступеней этапов:
- Спортивно-оздоровительный
- Начальная подготовка (период тренировки 2-3 года)
- Учебно-тренировочный (период подготовки 4-5 лет)
Проведение занятий осуществляется на собственной и на базе обще-образовательного учреждения.
Продолжительность и последовательность учебной недели, учебно-тренировочных занятий определяется расписанием, составленным методистом ДЮСШ на основании учебного плана программ по видам спорта, норм санитарно-гигиенического режима.
в) сдача контрольных нормативов с целью комплектования объединений (секций);
г) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
Учреждение осуществляет учебно-тренировочный процесс в соответствии с программами по видам спорта и уровней ступеней этапов:
- Спортивно-оздоровительный (период тренировки):
- стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
- уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыками самоконтроля.
– Начальная подготовка (период подготовки 2-3 года);
- стабильность состава обучающихся, уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;
- динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;
- уровень освоения основ техники в избранном виде спорта,
– Учебно-тренировочный (период подготовки 4-5 лет):
- состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся;
- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;;
- уровень освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов.
– Спортивное совершенствование (период подготовки – 3 года):
- уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийский соревнованиях;
-зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства.
Количество часов в неделю в группах различного уровня подготовки определяется согласно программам по видам спорта и этапа подготовки.
УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Общие требования к приему граждан в Учреждение регулируются Законом «Об образовании» и другими федеральными законами, а также Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, определяются Учредителем в соответствии с действующим законодательством и закрепляются в уставе Учреждения.
Участниками учебно-тренировочного процесса в Учреждении являются обучающиеся, тренера-преподаватели, родители (законные представители) обучающихся.
При приеме детей в Учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом Учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации Учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим Учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
В Учреждение принимаются дети на основании письменного заявления родителей и врачебного заключения о допуске к занятиям.
При приёме в спортивно-физкультурные секции (группы) необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребёнка, о возможности (допуске) заниматься.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких секциях (группах), менять их в течение года.
Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах 6-18 лет (для учащейся молодежи до 21 года) ,возможен прием детей и младше 6 лет .
Порядок зачисления обучающихся в группы спортивной подготовки, перевод из одной группы в другую определяется учреждением при сдаче контрольно-спортивных нормативов по физической и технической подготовке занимающихся и оформляется приказом директора.
На этапе спортивного совершенствования рекомендуется зачислять спортсменов, выполнивших норматив спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта - не ниже первого спортивного разряда.
По решению тренерско-преподавательского совета Учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава Учреждения, систематические пропуски учебно-тренировочных занятий допускается отчисление занимающего.
Организация воспитания обучающихся в спортивной школе включает в себя:
- определение объекта воспитания;
- оценку воспитательной ситуации;
- уяснение субъектом воспитания целей и задач воспитания;
- планирование воспитательной работы;
- осуществление прогноза результатов воспитательного воздействия;
- подбор, расстановку кадров;
- постановку задач воспитателя;
- организацию управления системой воспитания
- определение оптимальных средств, приемов, методов и форм решения
воспитательных задач;
- изучение особенностей воспитуемых и условий воспитания в ходе
воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей,
организацию контроля и коррекцию исходных установок воспитания;
- закрепление положительного опыта;
- оценку результатов воспитания.
Эффективность воспитания спортсмена во многом зависит от качества управления системой воспитания.
Управление системой воспитания направлено на обеспечение ее оптимального функционирования и достижение желаемых целей воспитания.
Это достигается:
- глубоким уяснением субъектами воспитания целей воспитательной работы;
- изучением исходного состояния управляемой системы воспитания;
- четким планированием воспитательной работы;
- продуманной постановкой задач;
- подбором, обучением, расстановкой кадров, организацией строго спроса за
состоянием воспитательной работы в секции;
- вооружением воспитателей всех уровней передовой методикой
использования форм, методов и видов воспитания работы;
- научной организацией труда воспитателей;
- оценкой состояния и действительности воспитательной работы;
- систематическим контролем и корректированием воспитательных
воздействий.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Качественное выполнение образовательной программы предусматривает:
- организация спортивных секций по видам спорта, где осуществляется теоретическая и практическая подготовка занимающихся через учебно-тренировочные занятия, участие в товарищеских, районных т областных соревнованиях;
- проведение культурно-массовых мероприятий ( подвижные игры, эстафеты, конкурсы, походы, тематические вечера, развлекательные программы);
- создание материально-технической базы для выполнения образовательной программы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Конечным результатом учебно-тренировочного процесса должно стать:
- привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- утверждение здорового образа жизни, воспитание морально-этических и волевых качеств;
- подготовка сборных команд для участия в областных соревнованиях;
- формирование патриотического сознания и развития чувства гордости за свою страну;
- выполнение массовых и взрослых спортивных разрядов.